Дизайн – штука крайне живучая. Её конечно можно уничтожить в отдельно взятой работе, но по силу это только мастерам, а уничтожить дизайн вообще, как понятие, нельзя. Он как вирус проникает даже из самых дичайших расцветок, из растянутого по вертикали текста, из интернетовского пережатого джипега, которому увеличили количество точек, отчего он стал еще более уродливым.. Проникает, чтобы набросится на очередную жертву, превлекая её внимание и затягивая в свои закономерные сети.
Да, конечно, многие скажут: «создать дизайн намного сложнее, чем разрушить», но мы их поправим. «На каждый товар найдется свой покупатель».
Этой фразой я не пытаюсь защитить чьи-то неумелые ручки, вовсе нет.
Этой фразой я пытаюсь показать страшную истину, которая поджидает выпускников очередного «факультета дизайна» в реальной жизни.
Не все разбираються в дизайне.
Даже немного не так.. «Не все люди разбираются в дизайне, но половина из них уверенна что разбирается»
Как создается дизайн?
Тут можно задать множество вопросов, но мы попробуем «абстрагироваться от плоскости» и узреть суть.
Есть два подхода к созданию дизайна.
Первый: «…а что если я возьму красивый пейзаж и поставлю сигаретную пачку прямо на него.. Слева.. Нет – лучше справа… Нет не пейзаж.. Красивее будет смотреться дорога с бегущими огнями.. Да!..»
Второй: «какая у нас стоит задача? Показать что это сигареты для динамичных, современных людей, обожающих клубный образ жизни… Можно попробывать ночную дорогу с бегущими огнями.. ».
Оба способа если подумать могут привести к одному результату, но первый способ – это хождение вслепую по минному полю, в поисках незабудок..
Дизайн создается зачем-то.
Даже если он создаеться просто чтобы было красиво – у него есть цель (задача): «чтобы было красиво».
Формулировка цели – задача достаточно серьезная, цель – это фундамент, на котором будет строится вся будущая работа. Если что-то неясно – можно обратиться к цели и она все подскажет. Если встает неразрешимый вопрос, или приходит новая креативная идея – цель всему судья.
Вот дизайн готов и наступает очень интересный момент – презентация.
Самая гадкая форма презентации – это отсылание джипегов почтой. Так можно утверждать передвижение слогана левее-правее, но не показывать новую работу.
Хотя – чем черт не шутит? Если вы делаете работу по принципу «наверно сюда крисивее будет встаить лебедя», то будьте последовательны - собирайте все атрибуты горе-дизайна. Отслылайте работу джипегами, почтой, с минимальными комментариями в стиле «ну вот – наваял..».
И будьте готовы к тому что клиент ваш дизайн не примет.
В этот момент в заказчике просыпается творец!
«Слишком нагруженно», «как-то просто», «черный цвет – траурный, а зеленый – цвет мудрости», «попробуйте подвигать эту штучку влево или вправо», «можете накидать пару вариатнтов шрифтов?», «сделайте поинтереснее», «квадратные углы ассоциируються у аудитории с чем то жестким и твердым», «темненько/светленько»…
Будьте готовы к миллионам правок, коментарий, «последним сериям итоговых вариантов» и так далее.
А все потому, что клиент сам не знает чего хочет. Даже если знает. И именно ваша задача ему в этом помочь. Помню слова своей учительницы: «если Вы пойдете на поводу у клиента и сделаете говно, он будет сначала радоваться. Но потом, когда ему пару знакомых, а еще лучше какой-нибуть профессионал скажут «это говно» - он придет и обвинит в этом именно Вас. А вот если вам удастся переубедить клиента, вы сделаете хорошую работу, то он будет вначале сомневаться, но потом, когда работу похвалят – он будет доверять Вам как никому другому!».
С клиентом нужно говорить, ему нужно рассказывать, его нужно УЧИТЬ. И относится как к маленькому несмышленному ребенку: терпеливо все объяснять самыми простыми словами, а на шалости реагировать снисходительно.
Ненужно с клиентом спорить – боже вас упаси! Клиенту нужно именно объяснять.
Теперь мы перейдем к термину «ссание в уши». Это означает «рассказывать умную информацию, с умным видом, скрывая под ней непрофессионализм и бездарность».
Конечно есть множество людей которые этим занимаются. Которые рассказывают клиенту сложными словами, но не профессионалы, а скорее поледователи товарища Бендера. «Я дам Вам парабеллум..»
Говорите с клиентом на его языке.
Если он употребляет слова «стикер» и «BTL» - на здоровье, можете включить все ваши транскрипционно-английские словечки, и шпарить ими во все стороны. «Продакшн», «ресепшн», «дедлайн», «концепт» и прочее.
Если он делает виноватое лицо при фразе «комуникативная функция бренда», то сделайте одолжение, не ссыте в уши. Объясните просто.
А для этого вы сами должны понимать. Вы должны понимать все – начиная с того зачем вы это делаете, почему вы делаете именно так, заканчивая тем откуда пошли эти кретинские названия «ATL/BTL».
Кстате – есть у «ссания в уши» и одна положительная черта, но это уже касается не дизайнеров, а скорее эккаунтов. Когда идея и дизайн встречают на пути «шестерку» - некую мнительную молодую особу, которая стоит между исполнителем и заказчиком. Например это может быть недавно принятый на должность «бренд-менеджер», который позарез должен доказать руководству свою продвинутость и бошковитость. В этом случае вы рискуете не дойти до нужных вам ушей и глаз, просто потому что НЕ ИСПОЛЬЗУТЕ словечки и термины. Потому что пытаетесь объяснить все прямо, а не вуалируете и затуманиваете.
Могу лишь выразить надежду, что в дальнейшем все будет лучше и лучше, что дизайн будет воспитывать людей, а плохого дизайна будет становиться все меньше, и именно вы этому поспособствуете.
Что, как говориться, ТЫ сделал для хип-хопа?..
октября 12, 2006 at 18:13
Респект. Всё правильно. Но это хорошо работает когда есть возможность работать с клиентов напрямую. Когда общение идёт через мессенджер, или того хуже, через почту, приходится прибегать к техническим момента, ссылаться на "Умные книги" и прочее.
Сам я не считаю себя дизайнером :) Но когда мне клиент начинает рассказывать, что логотип лучше расположить на 4 пикселя вверх, потому так красивее, я ставил вопрос ребром. Тупых клиентов посылал в пешее эротическое путешествие. В итоге дизайн принимался.
Это не руководство к действию, а слушай из практики, и конечно должен быть исключением. Автор правильно сказал - клиента надо УЧИТЬ, и учить его надо на его языке.
октября 12, 2006 at 18:52
Так а через менеджера - это тоже общение дизайнера и клиента. Дизайнер должен объяснить менеджеру, а тот - клиенту. Как правило менеджеры в совершенстве владеют "ссанием в ушы", поэтому ухватив основную идею, очень даже неплохо утрамбовывают заказчика :)
октября 12, 2006 at 19:37
Если коротко, то должен втираться концепт (должно быть максимум в виде эскизов, где к качеству исполнения не придираются) на самой ранней стадии, а приступать к дизайну необходимо после утверждения первого этапа. Д
алее заказчик зачастую полагается на профессионализм исполнителя, т.к. и отбирал/выбирал он его (дизайнера) по его картинкам. И все довольны.
октября 12, 2006 at 21:54
Я скажу еще короче: "Ссать в уши - хорошо, а хорошо ссать в уши - еще лучше" :)
октября 12, 2006 at 21:58
автор - "борец за идею"
абсолютно поддерживаю позицию
той-же придерживаюсь в своей работе, хоть я и разработчик
а ответ на вопрос "почему так много говна" думаю каждый может дать сам
проще "парить", чем делать профессионально
но я хочу сказать спасибо тем, кто делает говно, потому-что благодаря им клиенты понимают, что твоя работа - это профессионально
за статью респект и уважуха
как приеду в ЧК было-бы неплохо встретиться лично
октября 12, 2006 at 23:04
"Далее заказчик зачастую полагается на профессионализм исполнителя, т.к. и отбирал/выбирал он его (дизайнера) по его картинкам. И все довольны." - так то оно так, но часто клиент все-равно ездит по ушам, начиная играть в дизайнера, хоть вроде и выбрал тебя как исполнителя для своего проекта, ... Особенно это характерно для заказчиков из СНГ.. слава Богу, Европа и Запад дают тебе заняться тем, что ты умеешь лучше всего и каждый делает свое дело. В результате все довольны.. дизайнер (если он толковый) - своей работой и оплатой труда и клиент, доверившийся этому толковому дизеру.
октября 12, 2006 at 23:08
насчет того, что клиента нужно учить уму-разуму согласен обеими руками и ногами ! ))
октября 13, 2006 at 11:08
karetniy
Про Европу отдельный разговор.
А вот на счет нашего заказчика. От крупных и даже мелких терок ни одна схема не избавит. Но если заказчику чаще напоминать, что ты профи и ингда посылать далеко этого заказчика, чисто для профилактики (кстати заказчики с которыми ты отказываешся работать, сами начинают проситься), то крупных обсуждений и переделываний можно избежать.
На счет мелких, работу можно разделить на два случая:
1. Заказчик прав и нам впадло выровнять текст потому, что амбиции мешают.
2. Заказчик не прав и в таком случае не проблема объяснить чем это обернется и даже не делать его пожелание. Но в 20-30% заказчик настаивает на своем решении, иногда доходит до разрыва отношений (мы так поступаем если заказчик никак не уступает, а мы уверены в своей позиции на 110%), а иногда, скрипя зубами красишь текст в желтый цвет, забираешь оставшиеся деньги и даже не ставишь работу в портфолио или ставишь, но свой вариант :( .
октября 13, 2006 at 11:13
да есть такие работы .. за которые стыдно :) это тоже не грех "налабать, забрать деньги и забыть...", просто это не должно быть основной работой
октября 13, 2006 at 12:14
Неоправданно много стилистически слабого и тяжелого для восприятия текста с недостаточно обыгранным лейтмотивом, невнятными примерами, неграмотным применением мягкого знака и неумелым использованием некоторых русских слов.
P.S. Прежде чем публиковать статью, может хоть ворду скормить, али ещё кому дать прочитать, желательно человеку с редакторскими способностями...
октября 13, 2006 at 12:27
буду просить медвежонка писать текcт легкий к восприятию и с достаточным лейтмотивом и публиковать его здесь.
Могу дать редакторские права.
октября 13, 2006 at 15:31
Поддерживаю кандидатуру Медвежонка :)
to medvejonok: Мое мнение, что любая статья на этом блоге должна иметь хорошо выраженую тему. Я считаю, что Максим хорошо передал тему, мне понравилась статья. Если начнем придиратся к каждому знаку припинания, то мы здесь будем переливать из "пустого в порожнее", таким образом утратив основную тему дискуссии.
СВОБОДУ СЛОВА ДИЗАЙНЁРАМ! :)
октября 13, 2006 at 18:19
Умение подать работу, описать фсе преимущества и ексклюзивность, необходимость и неизбежную потребность в ней... ЭТО ВСЕ КТО-ТО НАЗЫВАЕТ ССАНИЕМ В УШИ. Но чем выше уровень твоего эбаута, тем и профессиональный ранг выше - это однозначно. Гениальный дизайн если не пропромить, то он обречен на разовость и минимальную оплату И НАОБОРОТ.
Умение это делать - это огромнейший плюс (зачесать как в старом фильме "За двома зайцями" помните как он застегивал родителям Прони Прокоповны Сирко:) !!! во голова !!!
Богаче и экстравагантней подача - больше гонорар за работу !
фсем на курсы "как чесали , как чешут и как будуть чесать" :)
октября 14, 2006 at 9:32
to Noid:
ДружиСЧе, суть тут не в зарабатывании денежкафф, а в профессионально выполенной работе.
О том как "парить" знают все.
Тему статьи не понял, прости, НИЗАЧОТ!
октября 14, 2006 at 16:04
Дружисче Jam, я тебя возможно разочарую, но большинству недизайнеров посрать на "профессионально выполненную" работу :)
О том как пиарить знают немногие, на самом деле дело даже не в пиаре. Дело в объяснении работы заказчику. Да, иногда заказчик сам хочет пиара, хочет чтобы ему умными терминами рассказали за что он платит бабло - так дайте ему пиара!
Несогласен с Нойдом что всем на курсы "как чесать", в своей статье я упомянул что именно "чесать" нужно небольшой групке людей.
Но несогласен и с тобой что сделал классную работу - и гуляй богачом. Не было такого никогда и не будет.
И суть "проффесионально выполненной работы" именно в зарабатывании денежкафф ;)
октября 14, 2006 at 16:13
Поидее технологию ссания нужно познавать только тем людям, которые непостредственно имеют дело с продажей дизайна. Если дизайнер сам продает, то конечно он должен знать технику. Менеджер в рекламном агентстве знать ее просто обязан.
Хотя потребность владения технологией этой появляется изза недоверия клиента конкретному исполнителю.
Я сам стараюсь неработать с людьми, которые недоверяют.
И обсуждения дизайна сводится не к "подвиньте вправо, покрасьте в красный", а к "а если сделать вот так" или "будет ли это работать".
Если у человека сомнения насчет дизана то я привык объяснять почему так а не иначе. В большинстве случаев люди соглашаются, или же мы приходим к какомуто общему знаменателю если несогласен я с суждениями заказчика.
октября 15, 2006 at 23:14
обращение к webmaster
спасибо за предложение. когда мне будет что сказать -- я обязательно скажу.
обращение к joinbee
я, кстати, про, знаки, препинания, ничего, не, говорил ;о)
октября 16, 2006 at 4:12
medvejonok, если я не ошибаюсь, вы в Креме работаете. Помоему, вам как раз и есть что сказать.
Напишите пресрелиз, например, о том что вышел новый номер журнала. И пропиаритесь и обсудим с народом.
если интерестно - жду на webmaster{at}ckdesign.org.ua
октября 16, 2006 at 12:57
2 Jam : Знаешь, Дружище, не все умеют это єдо делать профессионально! И вообще мало кто это умеет вообще делать хоть как-нибудь...:) уверен в этом ( у нас так точно)
тему то я понял!
А где ж тогда критерий профессиональности работы, он очень аморфен - ТЕМ БОЛЕЕ если его задают те компаниии и студии, которые круче фсех "ссут в уши" тоесть продают :)
понимаешь, надо просто разобраться в одном простом и фундаментальном понятии - цели которые приследует дизайнер и его работа !!!! если это фри арт , то там и НАФИГ не надо так называемое "сс... в уши" :) (уж очень мне не нравится это словосочитание)
октября 16, 2006 at 13:21
вставлю свои 5 копеек насчет предыдущей реплики о фриарте
Фри-арт это не дизайн а фриарт. Исскуство, художественный галереи, возгласы "ах, как красиво" - вот туда дорога фриарту.
Вова, кому нужен в рекламе твой фриарт?
А цели... цель у дизайна одна - продать "дизайнируемый" продукт. Другие цели сосут.
октября 16, 2006 at 14:01
РАЯН "ссание в уши" это рулез ( "99 франков почитайте")..... и оно к фри арту не относится !!! А КАК РАЗ к ПРОДАЖЕ !!!
октября 16, 2006 at 16:43
%) Мальчеги не сортесь!
октября 16, 2006 at 16:48
Да эта тема к фри-арту ну никак не относится...
Согласен с Noid ;)
октября 16, 2006 at 19:02
Grabber? а зовут Тебя как ? не Владимир часом ???
октября 16, 2006 at 23:07
щя пайду и приклею себе новую пиктограмму на дверь в туалет..раньше там была табличка "Начальник управлиння"..а теперь огромное ухо со струйкой в него же..а вместо толчка - мягкое и удобное ухо..
октября 17, 2006 at 23:07
mask, парить и пиарить весчи разные :))
ноября 1, 2006 at 20:38
Может я и не перечитывала высказанное выше ребятами, но хочу отметить лично свое мнение, потому что руководствуясь только личным опытом могу сказать, любой заказ можно подать очень хорошо и также хорошо его продать. Конечно же, в семье не без уродов (я про заказчиков), но в большинстве случаев, преподнеся свою работу не в полусжатых джипегах, подписанных «эт я наваял», а хорошо оформленную, пусть пптшнике (в стиле презинтации) подписанную и прописанную до мелочей, с вложенными аналогами и т.д. Это говорит о твоем уровне не только как «человека знающего что-то про дизайн», а о том, что ты действительно спец, уважаешь свою работу и заказчика в том числе. Быть может, я не сталкивалась с провинциальными заказчиками, но, проанализировав работу хороших столичных агенств, сделав выводы, я научилась продавать дизайн с чуть ли не с первого эскиза, а все благодаря грамотному подходу. Он то и заключается в том, чтоб научится мыслить как примитивный заказчик (заранее предугадав его вопросы), грамотно выражать свои мысли идеи и обязательно их хорошенько аргументировав. И тогда быть может не возникнет лишних вопросов. )))
марта 5, 2007 at 0:20
[...] Концепция, дизайн, навигация – все яркий признак дизайнерского дибилизма. Заголовки читать можно но что они значат нужно догадываться. Я, например, так и не понял что значит такое чудо как «adфесты и contenstы». Повсюду рябит коверканье слов, винегрет из русских, украинских и английских слов. Например заголовок к новостям выглядит как «Ще новини в ассортименте». На сайт пришли словосочетания из явного «ссания в уши» типа «респектный креатив» «GRP». Не хватает только ATL и BTL для полного счастья. [...]
декабря 4, 2007 at 13:21
Аля - продавать заказ с первого раза это здорово, но что ты будешь делать, если у брендменеджера огромной мировой конторы (которая является твоим клиентом) цель не сделать рекламную компанию (презентацию которой ты отсылаешь), а НАСОВАТЬ В ОТЧЕТ ПОБОЛЬШЕ ДЖИПЕГОВ.
И тут начинается тво-о-о-о-орчество...
Подвиньте влево, вправо.. А можете поставить три варианта неба?.. И зеркальное отображение... И вертикальный формат.. А теперь в первом добавьте то и то, в четвертом варианте замените человека на более молодого, в шестом - уберите фон вообще..
Та-а-а-ак...
А вы знаете КАК-ТО НЕ ВПЕЧАТЛЯЕТ (это пиздец фраза популярная).
А давайте, если вы как агенство не можете предложить ничего стоящего, поставим на борд фиолетового удава. Фиолетовые удавы популярны в этом сезоне, кроме того у меня в децтве был такой удавчик - такой лапа...
Нет не такого удава!
Я же сказал УДАВА, а у вас змея..
Да примерно такого, но только он слишком темный.. поставьте светлее!.. еще светлее!... еще!.. Теперь он у вас получился каким-то голубым, а нужно фиолетовым.
Ну что с вами делать, вы же ничего не можете..
Ну ладно уже - давайте удава уберем.. Оставим просто фон... а на фон поставим... мм... ну например трущебы Нью Джерси - я фильм смотрел, там круто....
Нуууууу! Ну у вас же совсем некрасивые трущебы, сделайте красивые!...
Я имел ввиду "красивые" а вы какие сделали? Красивые - это значит светлее зделайте, ну вы что, не понимаете??.. Я уже устал повторять по нескольку раз...
________________
и так далее.
переписки с клиентами можно наверное впускать отдельным альманахом...
Некомпетентные, необразованные люди, занимают каким-то чудесным образом пост "мелкой сошки" и ставят вам палки в колеса, ничего не желая слушать.
А кого будут ругать за плохие борды? ;)
Конечно агенство...
декабря 4, 2007 at 13:32
Интересная статья
Некоторые комментарии поднимают настроение, спасибо!
Люди употребляют англоязычные слова в случаях:
1) При попытке скрыть свой непрофессионализм и желании казаться лучше
2) Для понтов
3) Когда нет аналога слова в русском языке или когда аналог слова состоит из нескольких русских терминов и их впадло проговаривать.
Я употребляю в речи английские слова в третьем случае и иногда во втором ;)